09:14

Опрос

["висел и не раскаялся" (с)] [Так тому и быть: Да значит да; От идущего ко дну не убудет; А в небе надо мной все та же звезда; Не было другой и не будет.(c)]
Господа, что означает гордость? что она означает для кого, а то мне этот термин по сю пору непонятен. Гордыню знаю, честолюбие - знаю, амбиции - тоже, а Шпака не брал гордость - не понимаю...
заранее благодарен:-)

Комментарии
01.08.2007 в 09:19

да, ну и что?
подозреваю, что его несколько видов подразумевают.
гордость за что-то (за свою страну, за свой народ, за сделанные дела и там всякое еще) - это одно.
просто гордость (девушка должна быть гордой) - это другое.

в первом случае, наверное, это удовлетворение от сделанного - не стыдно людям показать - или радость от причастности к группе, которую, опять-таки, не стыдно людям показать. "а наши-то ваших сделали!"
во втором случае, полагаю, речь идет о чувстве собственного достоинства.

как-то так?
01.08.2007 в 09:35

и не надейся.
э... определение (осознание) нижней допустимой границы значимости. Своей или чужой - смотря чем гордимся. Что-то сродни знания цены, если грубо утрировать.
01.08.2007 в 09:40

["висел и не раскаялся" (с)] [Так тому и быть: Да значит да; От идущего ко дну не убудет; А в небе надо мной все та же звезда; Не было другой и не будет.(c)]
la bella Simonetta, вот гордость за - это мне как раз понятно, единственный вид, так сказать. За страну, родню, компанию... мастерскую группу, ага:-). но это вот "девушка должна быть гордой" чем-то мне остается неясным...
Бентен, а пример можно? что значит нижняя допустимая? и еще - это фиксировано, или с разными по разному?
01.08.2007 в 10:40

и не надейся.
да, это проще на примере :)
вот пример про девушку - не принимать от незнакомца выпивку/подарок, т.е. не продавать свою благосклонность дешево. При этом стоимость выпивки/подарка не важна, гордость гласит "моя благосклонность дороже материальной выгоды", т.е. вот пример нижней границы. И само собой, что это плавающая планка, потому что принять тот же подарок от друга вполне допустимо, потому что это не будет являться ОЦЕНКОЙ. Гордость может запрещать девушке звонить первой, потому что нижняя допустимая планка значимости - "он должен нуждаться во мне настолько, чтобы звонить самому". Аналогично - с просить прощения первым. Тест на ценность для. И большинство этих вещей, естественно, работают именно для посторонних людей, чем постороннее - тем больше работают, потому что оценка и самооценка с близкими идет по совершенно другим критериям.
Гордость вполне позволит принести мужу/другу тапочки, и даже принести тапочки незнакомцу - в рамках оказания добровольного долга гостеприимства, но та же гордость может не позволить положительно отреагировать на приказ "принеси мои тапки!" - нарушена допустимая нижняя граница оценки, "меня считают прислугой".
01.08.2007 в 10:55

двое
la bella Simonetta речь идет о чувстве собственного достоинства. Согласен!

А достоинство - это... стоимость, но в определенном смысле. Достоинство - это неотъемлемая часть уважения и хранения того, к чему ты себя причисляешь, частью чего являешься. Для каждого это свое и со своей степенью глубины. Речь может идти о профессии, положении в обществе... самое сильное, это когда речь идет о личности вообще и о тебе как человеке вообще.
И еще достоинство - это отражение того, как ты относишься к другим таким же.


Другой из нас

01.08.2007 в 18:28

I see you
мне кажется, гордость это когда остановиться сам себе разрешаешь.
вот тот маленький момент между одним карабканием и другим...
01.08.2007 в 19:22

Гордость- это понятие напрямую связано с самодостаточностью. согласна с Hemem , это когда отказываешься опуститься ниже какого либо уровня. Это чувство, которое не позволяет пасть ниже, чем ты достоин. Возможно, в какой-то степени гордость-чувство самосохранения. Сохранения личности.
01.08.2007 в 20:49

гордость - это самоопределение в рамках ситуации или мира в целом.
02.08.2007 в 08:42

["висел и не раскаялся" (с)] [Так тому и быть: Да значит да; От идущего ко дну не убудет; А в небе надо мной все та же звезда; Не было другой и не будет.(c)]
Lenox, гордость-чувство самосохранения. Сохранения личности. - пожалуй, это наиболее понятно
Эдгар, которому По, самоопределение - это как?
_Горожане_, неотъемлемая часть уважения и хранения того, к чему ты себя причисляешь, частью чего являешься - это не совсем то, что "гордость за", я правильно понимаю?
02.08.2007 в 08:45

["висел и не раскаялся" (с)] [Так тому и быть: Да значит да; От идущего ко дну не убудет; А в небе надо мной все та же звезда; Не было другой и не будет.(c)]
Бентен, нижняя граница оценки - тоже понятно:-), особенно на примерах:-)
правда, в отношении "просить прощения первым" - тут ведь тоже, наверное, зависит не только от того, у кого просишь, а и от того, насколько считаешь себя неправым, нет? как тут подвигается планка именно гордости?
02.08.2007 в 10:06

и не надейся.
Fred зависит не только от того, у кого просишь, а и от того, насколько считаешь себя неправым, нет? как тут подвигается планка именно гордости? вообще-то, ИМХО, на мой вкус и по моим понятиям чести, ВСЕГДА должен извиняться тот, кто осознал, что неправ. вне зависимости от того, первым или каким. неправ, понял это - извинись. это долг чести. безотносительно гордости. В конце концов, способность признавать свою неправоту, хотя бы неправоту в частностях - это признак зрелого интеллекта и личности вообще. Не имеет смысла иметь любых дел в людьми, неспособными на это. Перед другом, перед врагом - неважно. Неправ - извинись.
Другой разговор, что когда речь идет о ссоре, в которой каждая сторона успела наговорить резкостей, люди предпочитают думать "да, я был неправ, зато ОН СДЕЛАЛ ВОТ ТАК!!" - и считают это достаточно весомым аргументом не извиняться за СВОЮ ошибку. Дескать, вина другого перекрывает собственную неправоту. И вот это я считаю признаком гордыни и ограниченности, а не гордости.
02.08.2007 в 10:17

двое
Fred это не совсем то, что "гордость за", я правильно понимаю? Да, правильно. Гордость-за относится к гордости-достоинству как часть к целому.
Бентен должен извиняться тот, кто осознал, что неправ. вне зависимости от того, первым или каким. неправ, понял это - извинись. :hlop: Полностью присоединяюсь.
Дескать, вина другого перекрывает собственную неправоту. И вот это я считаю признаком гордыни и ограниченности, а не гордости. :hlop: Абсолютно верно и хорошо сказано, да.

Другой из нас

02.08.2007 в 10:35

Fred самоопределение - это как?

комменты снова тупят, так что повторю, в крайнем случае, удалишь лишнее или все.
гордость - это самоопределение в рамках ситуации или мира в целом
самоопределение себя относительно остальных.
все, в остальном достаточно было сказано. от дискуссии отписываюсь.
02.08.2007 в 10:35

двое
Эдгар, которому По гордость - это самоопределение в рамках ситуации или мира в целом. о, я об этом же, но иными словами - Достоинство - это неотъемлемая часть уважения и хранения того, к чему ты себя причисляешь, частью чего являешься.
Другой из нас

02.08.2007 в 10:58

["висел и не раскаялся" (с)] [Так тому и быть: Да значит да; От идущего ко дну не убудет; А в небе надо мной все та же звезда; Не было другой и не будет.(c)]
Эдгар, которому По, пример бы, опять же... но раз отписываешься, то жаль... может, в умыл? пример, в смысле?
Бентен, это долг чести. безотносительно гордости., хм! интересная мысль...
_Горожане_, в союзе с вами и Эдгаром что-то становится понятнее:-)
в итоге надо будет думать, есть ли оная гордость у меня, или, если нет, то что ее заменяет:-)